— a кoнтрoвoй и фoнoвый экспoнируeтся чeрeз сoфт-фильтр, дaвaя приятнoe рaзмытиe фoнa и бликoв нa стaкaнe и бутылкe. В изoбрaжeниe xoчeтся дoбaвить мягкoсти и вoздуxa и в тoжe врeмя нe пoтeрять рeзкoсти и oднoзнaчнoсти вoсприятия. В этoм случae сaмa фoтoгрaфия и пoлный рaсклaд пo свeту всегда у вас перед глазами. С его помощью мы от одного источника получаем резкий белый свет на бутылке и мягкий тёплый на бочке. Эта насадка даёт очень узкий и равномерный, но в то же время достаточно мягкий блик по бутылке, и освещает бочку. Желаю всем единомышленникам удачных творческих экспериментов! Теперь ставим свет. Эта насадка в основном предназначена для проецирования с помощью стандартных масок Gobo, размера М — 66 мм. Как вариант, для придания нашему натюрморту духа вискокурни на следующих дублях был добавлен дым. Оборудование
Эту задачу я решал с генератором Profoto D4 4800 Air и с несколькими специальными световыми насадками. В современной цифровой студийной фотографии этот приём можно реализовать путём многократного экспонирования импульсного света при длинной выдержке. Последовательность вспышек можно организовать и вручную на простейших импульсных приборах, а недостаток мощности можно заменить многократными вспышками или высоким значением ISO. Дополнительно по размеру маски был вырезан жёлтый фолиевый фильтр — для того, чтобы рисунок на коричневом фоне приобрёл тёплый оттенок. Обычный мягкий Strip, как правило, не обладает такой равномерностью и, чтобы не получить вылет по белому в середине кадра, его приходится делать не таким ярким. Выглядит это приблизительно так. Эту насадку очень удобно использовать с мощными генераторами, так как даже при сильно закрытой диафрагме можно получить нужную интенсивность света. В чём суть этого приёма? Как экран, он смягчает картинку справа, то есть создаёт заполнение. 7 Генератор Profoto D4 Air, управляемый с компьютера с помощью программы Profoto Studio Air. Френель, на мой взгляд, идеален для контровых подсветок, так как с помощью встроенной в него диафрагмы можно получить световое пятно любого размера. Так как мы снимаем на цифровую камеру и, как правило, не можем сделать несколько экспозиций на один кадр, мы просто делаем несколько экспозиций при длительной выдержке. Я люблю использовать StripLight потому, что благодаря его равномерности можно внести в картинку очень яркий блик. Теперь мы, полностью затемнив студию и управляя нашими генераторными головками с компьютера, делаем две экспозиции на длительной выдержке. 5 Это большой (1 х 2 м) просветный экран. Ассистент фотографа: Владимир Морозов
Видеооператор: Андрей Галактионов
Гость студии: Эдуард Оганезов Схема света
Несколькими словами опишу схему света, которая после всех проб была признана самой удачной для этого натюрморта. 3 Роль основного рисующего света выполнил StripLight M. Камера расположена намного ниже самой бутылки и тилт-шифт даёт нам возможность получить резкость в нужной нам плоскости, не увеличивая глубину резкости, не закрывая сильно диафрагму и не делая кадр полностью резким. Первична всегда идея, поэтому я уже мог приблизительно представить себе картинку. Секрет в том, что одна группа экспонируется как обычно, а вторая — с софт-фильтром на объективе. Технология съёмки
Начнём с начала. При съёмке подобных натюрмортов я всегда держу этот приём про запас. Для удобства я обычно пользуюсь двумя мониторами, на Macbook я вывожу показания с генератора, а на большой монитор — картинку с камеры, но можно собрать окна и на одном мониторе или открывать их попеременно. Мы без проблем уложились в восемь секунд, за которые сделали две вспышки разными приборами и в одном случае перекрыли объектив софт-фильтром. После этого нам осталось совместить эти две экспозиции при одной длинной выдержке. 8 Камера Hasselblad, оснащённая тилт-шифт-приставкой. Совет: подобные съёмки можно проводить и без таких мощных генераторов с современным дистанционным управлением. После всех этих манипуляций окончательно корректируем свет и, после нескольких проб по свету и композиции, получаем основу для нашего натюрморта, которую и собираемся доработать с применением мультиэкспозиции. Интересный эффект достигался путём объединения нескольких сюжетов в одну конечную фотографию. Всё, что нам для этого нужно, это абсолютная темнота в студии и импульсный свет с дистанционным управлением. Многократная экспозиция или просто мультиэкспозиция — это далеко не новый приём в фотографии, в разные времена он становился то более, то менее популярным у практикующих фотографов. 6 А также — через просветный экран (5), — как контровой свет работает источник с линзой Френеля. Далее кладём в стакан лёд и аккуратно, чтобы не оставалось следов на стакане, наливаем напиток. Всё очень просто: в эру плёночной фотографии на один и тот же кадр экспонировалось несколько изображений, от двух и более. Фотография, конечно, звенит и выглядит очень неплохо, но в ней как бы не хватает души, и она чересчур рафинированная. Красивый рисунок света в стакане зависит от положения в нём льда, а не от того, что в него налито. Почему длинная выдержка? В чём его фишка? Можно использовать настоящий продукт, но можно использовать подкрашенную воду или лучше водку.