Для этoгo oчeнь удoбнo испoльзoвaть стoйку типa «журaвль», нo мoжнo oбoйтись и oбычнoй стoйкoй, нaпримeр, из прeдлoжeннoгo кoмплeктa. Eгo мы и испoльзуeм в кaчeствe истoчникa рисующeгo свeтa, снaбдив 9-дюймoвым глубoким рeфлeктoрoм. Кoнeчнo, здeсь ужe нe oбoйтись бeз «журaвля». При удaчнoм рaспoлoжeнии сoфтбoксa зaпoлняющий свeт нaм нe пoтрeбуeтся, тaк чтo мы мoгли бы впoлнe oбoйтись и oдним eдинствeнным мoнoблoкoм. 
Сxeмa 3: 9-дюймoвый глубокий рефлектор, 90-см октабокс и стандартный 18-сантиметровый рефлектор
На этот раз используем сразу три источника света. Чтобы определить идеальное положение источника контрового света, вспомним правило из школьного курса физики: «угол падения равен углу отражения». К сожалению, подавляющее большинство новичков, приступая к работе в студии, боятся хотя бы попробовать весь диапазон доступных насадок и долгое время игнорируют многие из них. Начав с моноблоков Hensel Integra Mini 300, которые при немецком качестве остаются самыми доступными для начинающих фотографов, мы перейдём к представителям самого популярного класса «пятисоток» — моноблокам Hensel Expert D500, затем к генераторам — студийному Hensel Nova D 2400 и батарейному Hensel Porty L 1200, а в заключение даже попробуем с ними Briese Focus 96 Kit — осветительную насадку стоимостью более полумиллиона рублей. Этот комплект под названием Hensel Integra Mini 600 Kit можно приобрести по цене около 40 тыс. Думаю, любителям бильярда должно быть немного проще. На этот раз наша цель — сделать мягкую, равномерно освещённую фотографию в полный рост. Занимаясь обучением студийной фотографии и наблюдая за первыми шагами своих учеников, я постоянно отмечаю один немаловажный момент. Кроме того, благодаря соте мы избежим попадания света на фон, сконцентрировав его на модели. В данном случае мы ограничились поясными портретами, но при желании с этой схемой можно снимать и в полный рост. Они написаны с одной единственной целью — расширить ваши представления о студийном свете, побудить вас к экспериментам и помочь отказаться от упомянутых ограничений вроде применения только огромных софтбоксов. рублей (причём в цену уже входят две стойки и сумка для переноски). Весь обзор мы проведем на примере студийного оборудования Hensel. А мне кажется, что будет особенно интересно задействовать в нашем обзоре оборудование совершенно разных ценовых категорий. Наша первая цель — используя очень жёсткий по своей природе стандартный рефлектор, получить достаточно равномерное освещение, объёмное и фактурное, но не чрезмерно контрастное и без сложных резких теней, похожих на тени от полуденного солнца. На него я надел стандартный рефлектор со средней сотой — в противном случае слишком широкий световой поток попал бы на переднюю линзу объектива (при желании эта проблема решается шторками или флагом), а также переотражался бы от стен и потолка студии, снижая контраст всего снимка. Однако в этот раз мы обойдёмся всего одним источником света — появившимся в прошлой схеме моноблоком Hensel Expert D 500. Найдя для основного (так называемого «рисующего) источника света наилучшее положение, снизим контраст, осветлив самые тёмные участки снимка. Расстояние же между светильником и моделью определит контраст и, в силу изменения углового размера софтобкса, повлияет на жёсткость. Как в первой схеме, ограничим световой поток, надев на рефлектор 20-градусную сотовую решетку. В нашем распоряжении будут два моноблока Hensel Integra Mini 300, стандартный 18-сантиметровый рефлектор и белый зонт на отражение. В данной схеме используем для него белый зонт на отражение, расположенный на расстоянии нескольких метров перед моделью. Именно таким широчайшим ассортиментом Hensel и привлекателен для большинства новичков: для начала можно приобрести самый бюджетный комплект, дешевле которого просто нельзя найти что-либо путное; а затем, с ростом профессионализма и потребностей, улучшать его, докупая новое полностью совместимое оборудование с тем же байонетом, вплоть до наборов hi-end, по цене сопоставимых со стоимостью квартиры. Итак, мы рассмотрим применение следующих типов светоформирующих насадок: различные фотозонты, стандартный 18-сантиметровый рефлектор и глубокие рефлекторы, софтбоксы и октабоксы различных размеров, стрипы, а также портретную тарелку и огромный параболический зонт.
Схема 4: 150-сантиметровый октабокс
И вновь переходим от жёсткого света к мягкому. Такое освещение очень востребовано в коммерческих съёмках, каталожной съёмке, модельных тестах и во многих других ситуациях. 
Не следует думать, что используемый на рисующем свете жёсткий рефлектор с сотой пригоден только для съёмки крупных планов. Для этого нужно добавить так называемый «заполняющий» свет. А большинство новичков, приобретая свой первый импульсный свет, останавливают выбор на готовых комплектах. Выбирая высоту, на которой расположится контровик, следите за тем, как он очерчивает скулы и не искажает ли очертания лица. При этом не требуется постоянно поправлять источник света, можно дать модели возможность для самовыражения, а самому тем временем сосредоточиться на выборе ракурса и «ловле» лучших моментов. Она может крутиться, прыгать, делать широкие шаги. Главное преимущество схемы — её простота и универсальность. Чем ближе к модели мы установим источник заполняющего света, тем локальнее будет его влияние и тем меньше он будет освещать фон. Для этого мы рассмотрим широкий диапазон популярных типов насадок и на примере несложных световых схем продемонстрируем, как эти насадки могут использоваться при съёмке людей. 
Как видите, даже жёстким рефлектором можно осветить модель достаточно равномерно. При этом я не хочу тратить время на демонстрацию того, какой рисунок даёт каждая из насадок в отдельности. Для этого к комплекту из двух бюджетных моноблоков Hensel Integra Mini 300 добавим ещё один, более мощный Hensel Expert D 500. Смещение «контровика» в более боковое (относительно модели) положение сделает появляющийся на ней блик более широким и плавным, а задвинув его назад (за спину модели), вы получите более тонкий и чёткий светящийся контур. Только на этот раз для заполнения нам послужит небольшой 90-сантиметровый октабокс. Снимать будем на белой циклораме. Попробуйте мысленно провести линию из объектива к щеке модели — там, куда она отразится, и будет идеальное место для «контровика». Всего в нашей схеме будет задействовано два источника света. Такие картинки позволяют хорошо рассмотреть формируемый свет, мягкость теней и другие подробности — ищите и изучайте! К тому же он обеспечит нам более плавную растушёвку теней, причём без заметного уменьшения жёсткости. Естественно, основная задача — разместить рефлектор так, чтобы получить на лице и теле модели красивый объёмный светотеневой рисунок. Для этого мы используем зонт, расположенный позади модели. backstage
Продолжение следует…
Во второй части обзора я продолжу рассказ об интересных световых схемах и расскажу о работе с генераторным светом. Аккуратное его размещение позволит достаточно равномерно осветить человека. 
Как видите, свет получился очень мягкий, равномерный, глубоких теней нет, несмотря на применение единственного источника. Для построения световых схем мы также задействуем соты, шторки и даже парочку фильтров (так называемых гелей), но при этом постараемся не использовать слишком сложные схемы, а остановимся на простых вариантах. Именно таким начальным комплектом, самым простым и доступным, мы и воспользуемся.
Схема 1: Стандартный 18-сантиметровый рефлектор и зонт на отражение
В первой схеме мы попытаемся обойтись минимальным набором оборудования, который может позволить себе любой фотолюбитель. Такой свет ставится за пару минут и подходит практически всем. Расположим большой октабокс над моделью, направив его вертикально вниз. Первый с описанным рефлектором, сотой и диффузным фильтром мы разместим сверху, перед лицом модели.