Инoгдa нa зaднeй крышкe кaмeры eсть рaмкa-кaрмaшeк, в кoтoрую встaвляeтся вeрxняя квaдрaтнaя крышкa oт кaртoннoй упaкoвки плёнки с oбoзнaчeниeм eё типa: тoлькo нe зaбывaйтe мeнять кaртoнки, кoгдa мeняeтся тип или чувствитeльнoсть плёнки. Дeржим рoлик прaвoй рукoй тaк, чтoбы прижимaть кoнeц рaкoрдa к рoлику. Для тoчнoй нaвoдки нa рeзкoсть в шaxтe eсть встрoeннaя oткиднaя лупa. Пылинки-сoринки мoгут приличнo пoцaрaпaть плёнку при пeрeмoткe: кaк рeзультaт — испoрчeнныe нeгaтивы. Кстaти, вкус клeя у рaзныx прoизвoдитeлeй oтличaeтся. Тeпeрь дoстaём рoлик с плёнкoй, aккрурaтнo oтрывaeм клeйкую лeнту, кoтoрoй зaфиксирoвaн кoнeц рaкoрдa. Oбычнo двуxoбъeктивнaя зeркaлкa лeжит в лaдoни лeвoй руки, a прaвoй пeрeмaтывaют плёнку и нaжимaют нa спусковую кнопку: она находится в нижней части передней стороны камеры, под правую руку. Раздобыть их не так уж и просто. N.B. Открываем замок задней крышки и откидываем её. Видоискатель и наводка на резкость
Схема устройства двухобъективной зеркалки и варианты визирования. В нижнем отсеке специальная пружинистая пластина поджимает плёнку с ракордом к катушке, чтобы она не размоталась. Тем более что её всегда можно поставить на ножки. При съёмке на чёрно-белый негатив вполне достаточно двух дублей с поправкой на экспозицию. Перемотка плёнки
Строго говоря, в среднеформатных камерах плёнку по завершении не перематывают, а доматывают на приёмную катушку: в нашей камере достаточно просто провернуть рукоятку перемотки несколько раз, до характерного звука внутри камеры. После того как вы закрыли крышку, постарайтесь хорошенько запомнить, какую плёнку вы зарядили. В нижний отсек вставляется новый ролик плёнки, которая в процессе съёмки наматывается на приёмную катушку в верхнем отсеке. Они расположены в разных уровнях и обозначают нумерацию кадров основных форматов. Важно помнить, что такая конструкция экспонометра даёт общий замер света, попадающего в светоприёмник, и с учётом этого делать поправки на экспозицию. Да, мы сразу же установим чувствительность плёнки на экспонометре (увы, колёсико выбора чувствительности у Yashica Mat-124 G слишком легко может провернуться во время транспортировки) и тип плёнки в специальном окошке диска наводки на резкость, но всё равно есть риск забыть, какую именно плёнку вы вставили, особенно если снимаете редко и используете разные типы плёнок. Поэтому, как правило, фотограф снимающий на средний формат должен обзавестись дополнительным устройством — экспонометром. Пара стальных валиков для промотки плёнки и два отсека для катушек с плёнкой. Теперь нужно прокрутить плёнку на первый кадр. Отснятые широкие плёнки обычно имеют чёрный цвет ракорда с надписью EXPOSED. Затвор
Затворы в большинстве среднеформатных камер центральные, механические, лепестковые. Фиксируем катушку с плёнкой в отсеке и аккуратно разматываем плёнку, чтобы можно было вставить ракорд в щель приёмной катушки. Открытая ручка рукоятки перемотки должна оказаться вверху, рядом с окошком счётчика кадров. В крайнем случае можно просто держать рукой обычный фильтр перед объективом. Литера «G» (Gold) означает позолоченные контакты экспонометра. Но можно просто выставлять резкость по шкале расстояний на фокусировочном диске. Запирается крышка надёжным поворотным замком на нижней стороне. Если ваша камера без пентапризмы, как и наша, не удивляйтесь, что в видоискателе вы видите всё в зеркальном отображении. В центре замка стандартная штативная резьба. Приходится делать коррекцию и на это. Если память меня не подводит, самые «вкусные» хвостики у плёнок Fujifilm. Если держать камеру как на снимке выше, есть риск, что палец может попасть в объектив. Фокусировка осуществляется поворотом диска на левой стороне камеры. В этой статье мы подробно рассмотрим процесс съёмки на среднеформатную камеру. В отличие от формата 35 мм, в среднеформатных камерах перематывать отснятую плёнку не надо. Роль кассеты выполняет светонепроницаемый бумажный ракорд. Ни в коем случае не заряжайте среднеформатную камеру под ярким солнечным светом! Правда, это скорее актуально для съёмки на слайд. Впрочем, мы попробуем обойтись штатным аналоговым экспонометом нашей камеры. Принцип замера экспозиции таким вот аналоговым экспонометром весьма прост. Экспонометрия
Точно экспонированный кадр — залог технически качественного снимка. Шкала глубины резкости поможет быть уверенным в точной наводке. Выдержка и диафрагма устанавливаются маленькими дисками по обе стороны от объективов. Для визирования в шахту видоискателя необходимо смотреть сверху вниз, поэтому точка зрения всегда будет находиться на уровне груди, или ниже. Следите за тем, чтобы при зарядке плёнки внутрь не попадали пыль и влага. Внутренняя конструкция в общем похожа на заднюю крышку малоформатной камеры. Это на всякий случай, чтобы вы не пытались зарядить её по второму разу. Убедиться в наличии или отсутствии плёнки можно, прокрутив ручку перемотки плёнки — если номер кадра в окошке счётчика кадров поменяется, значит плёнка есть (без плёнки в Yashica Mat-124 счётчик кадров не работает). Сразу же заклейте конец ракорда, плотно намотав его на катушку. В нашем случае вращаем специальное колёсико в верхней правой части камеры и устанавливаем нужное значение, глядя в окошко. Открывать заднюю крышку и вынимать плёнку под прямым солнечным светом нельзя! Для заклейки придётся лизнуть специальный клейкий хвостик. Yashica Mat-124 G не имеет каких либо программ по установке экспозиции — только ручная. Так что, беря в руки камеру Yashica Mat-124, мы реально прикасаемся к истории. Конечно, можно отнести плёнку на проявку в профессиональную лабораторию, но мы хотим наглядно показать, что чёрно-белая фотография — это совсем не сложно, поэтому в следующей статье мы займёмся проявлением плёнки. Это классическая схема. Достаточно перевернуть камеру, и, подняв руки над головой, можно спокойно кадрировать, глядя в шахту снизу вверх. Поначалу непросто скомпоновать кадр — двигать камеру приходится в противоположном горизонтальном направлении. Так что лишняя суета тут ни к чему. Камера избавелена от какой-либо автоматики, и всё, начиная от замера и установки экспозиции и до наводки на резкость, придётся делать самостоятельно. Пыль внутри корпуса
Плёночная камера точно так же страдает от пыли внутри механизма. Основную часть занимает кадровое окно с направляющими полозьями, к которым и прижимается плёнка, чтобы быть максимально ровной в плоскости кадра. Как и любая удачная конструкция, их постигла участь многочисленного клонирования: во второй половине прошлого века появилось около 500 клонов, большая часть которых производилась в Японии. Как у любой серьёзной механической камеры, конструкция спусковой кнопки предусматривает возможность прикрутить спусковой тросик — немаловажный аксессуар для среднеформатной камеры, коим советую обзавестись обязательно. Но это и хорошо: нам будет проще вникнуть в суть процесса замера и установки нужных экспозиционных параметров. Правда, надо отдавать себе отчёт, что точные границы кадра с идеальной композицией в этом случае не определить. По окончании плёнки она доматывается на приёмную катушку и вынимается. Да! В некоторых среднеформатных камерах на задней крышке бывает кругленькое окошко с красным стеклом. Зато камерой с визированием через шахту очень удобно снимать с нижних ракурсов. Остаётся спрятать катушку с отснятой плёнкой. В первых моделях двухобъективных зеркалок вращали кольцо на основном объективе, который через зубчатую передачу был связан с объективом видоискателя. На нижней стороне крышки можно обнаружить редкий для фотокамер элемент — четыре металлических ножки. Через шахтный видоискатель с лупой (слева), через рамку (сквозной визир, в центре), через пентапризму (справа). С одной стороны, вы можете видеть ясную картинку с учётом фокусировки, с другой — из-за того, что объектив видоискателя находится на другой оптической оси, ракурс конечного кадра будет чуть-чуть отличаться от того, что вы видите в видоискателе. Взвод затвора и перемотка плёнки
Камера наша безмоторная, поэтому следующий кадр можно будет сделать только после взвода курка затвора: в нашей камере в этот момент происходит протяжка плёнки на новый кадр и взводится затвор (при вращении рукоятки после перемотки в обратном направлении). После чего опускаем левую часть катушки и фиксируем её, вернув вытянутую рукоятку в начальное положение. Прикройте камеру от ветра, чтобы избежать попадания внутрь камеры пыли. Пустую катушку переставляем в верхний отсек. Хотя, естественно, наличие пентапризмы существенно облегчает работу. Для практики съёмки на широкую фотоплёнку мы выбрали двухобъективную зеркальную камеру — Yashica Mat-124 G. Это вполне бюджетный вариант для желающих попробовать себя в классическом среднем формате 6х6. Yashica Mat-124 G обошлась нам всего в 15 000 р. В нашей камере он взводится рычажком у объектива под левую руку. Но со временем можно привыкнуть. Вспомним, что первыми двухобъективными камерами были Rolleiflex компании Franke & Heidecke. Задняя крышка и отсек для плёнки
У двухобъективных зеркальных камер задняя крышка имеет форму латинской буквы «L» и фактически является и задней, и нижней крышкой камеры. Если вы откроете заднюю крышку двухобъективной камеры с заряженной плёнкой, засвечен будет участок плёнки находящийся в кадровом окне и ещё небольшие участки до и после него. Осталось отснятые плёнки проявить. В нашей камере он несколько темноват, но в нормальных световых условиях работать с ним вполне удобно. Будьте аккуратны, нередки случаи, когда ещё не заклеенная катушка выскакивала из пальцев и плёнка разматывалась. Теперь нужно повернуть рукоятку против часовой стрелки до упора (в этот момент взводится затвор). Если вам повезёт, можно найти камеру в полном комплекте, с кожанным футляром и блендой. Двухобъективную среднеформатную зеркалку Yashica Mat-124 G выпускали в Японии с 1970 по 1986 годы. Затем точно так же вытягиваем левой рукой соответствующую ручку на левой стороне камеры, фиксируем её в вытянутом положении, слегка повернув, и вставляем правую часть катушки в полуось с поворотными лопатками. Так как визирование производится через другой объектив, эту оплошность вы заметите только после проявки плёнки. Батарейка типа РЦ-53 (1,35 В) или PX625 (LR9) устанавливается в специальный отсек на левой стороне камеры. Снимаю!» Да-да, именно отсюда и пошло название процесса фотографирования. Всё, теперь камера заряжена и готова к съёмке, достаточно только нажать на спусковую кнопку. Постарайтесь сделать это в тени. Если не уверены в точости экспозиции, сделайте ещё пару дублей с эксповилкой. На внешней стороне ракорда до сих пор наносят метки и номера кадров. Да-да, вы можете поставить камеру на относительно ровную поверхность, и она будет уверенно стоять. Иногда визировать через шахту не очень удобно. Конечно же, стоит пометить плёнку, чтобы перед проявкой понимать, что на ней снято. Оно предназначено для того, чтобы можно было точно перемотать плёнку на следующий кадр, и служит счётчиком кадров: у многих среднеформатных камер перемотка плёнки осуществляется простым вращением диска, сблокированного с осью приёмной катушки. Для этого крутим ручку перемотки по часовой стрелке до того, как в окошке счётчика кадров появится цифра 1 и рукоятка застопорится. Зарядка фотоплёнки
Процесс зарядки широкой плёнки совсем несложный; главное — не торопиться. N.B. Поработав с таким типом экспонометра, со временем вы научитесь легко делать коррекцию на излишне яркие или тёмные участки кадра. Выбранная экспопара отображается в окошке над объективом. Камера оснащена несменным объективом Yashinon 80 мм f/3,5, построенным по классической тессаровской схеме, запатентованной фирмой Carl Zeiss ещё в апреле 1902 г.
| 2 Комментариев