Мaрк Рибу – прeзидeнт Magnum – зaпeчaтлeл ужe другoй Китaй. Кaртьe-Брeссoн приexaл eщe рaз в Китaй в 1959 гoду. Рибу oткрыл привлeкaтeльнoсть прирoдныx пeйзaжeй Пoднeбeснoй, oчaрoвaниe густoнaсeлeнныx гoрoдскиx улoчeк – всe тo, чтo привлeкaeт туристов с фотокамерой и в наши дни. Хотя фотограф снимал почти в те же годы, что и Картье-Брессон (Рибу приехал впервые в Китай в 1957 году) – перед зрителем предстает совсем другая страна.
Чтобы сделать этот снимок, Анри Картье-Брессон вставал на рассвете пять дней подряд и ожидал на крыше дома. Фоторепортеру удалось захватить апофеоз события – людей, охваченных массовым психозом. «Если снимок получился достаточно резким, значит, ты был далеко от события», -утверждал Роберт Капа.
Люди, стоящие в очереди, крепко держатся друг за друг, сцепленные непонятной для зрителя силой. Но этим в 40-х годах прошлого столетия было трудно кого удивить. Картье-Брессон не снимал в Китае ужасы гражданской войны. Наоборот, фоторепортеры, избравшие лозунг: «Долой войну!», всегда парадоксальным образом стремились попасть именно в горячие точки мира. Картье-Брессон успел снять последнего китайского евнуха, тяжелые условия труда китайцев (перспективная тема для фоторепортеров и в наше время). В середине прошлого века Китай был не самым лучшей страной для посещения, но сюда все равно стремились попасть серьезные фотографы. В 1949 году в Китай ехать человеку с фотоаппаратом было небезопасно. Роберт Капа, Марк Рибу, Картье-Брессон, Ева Арнольд показали эту страну как симбиоз старого и нового мира. Все они жаждут обменять свои обесцененные деньги на золото (которое правительство Гоминьдан перед этим весь предыдущий год усиленно изымало у населения). Из ста тысяч человек золото получат лишь первые 50, вручившие взятку полицейским (последние под разными предлогами выкидывали других людей из очереди). Корреспондентов агентства Magnum (к тому времени оно существовало два года) это никогда не останавливало.
В наши дни фоторепортеру попасть в Китай не так уж сложно. Она проехала 60 тысяч километров (немалое расстояние для 63-летнего репортера!) и сделала 12 тысяч кадров. На взгляд европейца китайцы так и остались довольно закрытой нацией, которая много трудится и мало проявляют свои эмоции. Китай трудно понять и осмыслить, для фотографа здесь всегда соблазн выхватить самое яркое и то, что мало меняется со временем. Страна стал Меккой для западных фоторепортеров, и почти каждый престижный международный конкурс изобилует фотографиями, сделанными в Поднебесной. Тем дороже работы мэтров фотографии, которые умели из впечатлений, пейзажей и портретов скомпоновать собственное впечатление и по-новому осмыслить эту страну. Ева Арнольд – первый женщина-фотограф, принятая в агентство Magnum, — пятнадцать лет добивалась визы в Китай. Несмотря на глобальные изменения, в Китае до сих пор практикуется женитьба, навязываемая родителями и обществом. Но, например, фото юных гимнастов-китайцев — беспроигрышная тема, которая несколько раз побеждала на конкурсе World Press Photo. К сожалению, в наши дни эти фотографии Арнольд известны мало, хотя Ева, как никакой другой фотограф, сумела показать многообразие жизни и уклада жителей Китая. Ее персональная выставка, посвященная Китаю, прошла в 1980 году. Она попала туда в 1979 году, уже после свершившейся китайской культурной революции. В последнее годы популярна тема современных китайских свадеб, привлекательная для западноевропейских фотографов. Конечно, не все фотографы ограничиваются этими тремя темами.
Китай в объективе фотографов Magnum. Фото перспектива
Предыдущая запись