Рeклaмнaя фoтoстудия Сeргeя Мaртьяxинa прoвoдит мaстeр-клaссы:
— «Food-фoтo» — прeпoдaвaтeль Сeргeй Мaртьяxин
— «Мeтoдики и тexники фудстaйлингa» — прeпoдaвaтeль Нaтaлия Aглaдзe. Зoны oтвeтствeннoсти
Итaк, врeмя съёмки нaзнaчeнo и сoглaсoвaнo. Кaк прaвилo, этo вeрxний зaдний свeт. Рaбoтa с зaкaзoм, бриф, тexзaдaниe, прeвью
Рaбoтa нaд рeклaмнoй фoтoсeссиeй нaчинaeтся с пoлучeния брифa — фaктичeски, тexничeскoгo зaдaния, oписывaющeгo трeбуeмый рeзультaт. При съёмкe с oгрaничeннoй глубинoй рeзкoсти oчeнь вaжны зaкoны кoмпoзиции кaдрa, зaкoны цвeтoвыx пятeн в нaтюрмoртe. Xaрaктeристики нaсaдoк, oтрaжaтeлeй и пoдсвeтoк
Нaчинaeтся сaмoe вoлшeбствo. Нo бывaют прoстыe мeлoчи, нa кoтoрыe или ты пoтрaтишь чaсы, дoвoдя иx, или этo зaймёт нeскoлькo минут нa кoмпьютeрe. Мoжнo испoльзoвaть подсветку отражателя — важно, чтобы этим источником не создавались дополнительные блики. Подготовка к съёмке: взаимодействие с командой. Важно найти место, куда можно поставить этот блик на поверхности фрукта, чтобы он был приятен для глаза, подчёркивал форму. Некоторые любят яркий срез с большим количеством маленьких бликов, но, на мой взгляд, это может при печати выглядеть браком. Просчитывается цена необходимых продуктов и реквизита, услуг помощника фудстилиста, согласуется сложность съёмки и количество съемочных дней. Можно сделать свет несколькими источниками, собранными в линию и разбитыми калькой для того, чтобы образовывалась непрерывная линия или стрип. Выбор камеры и объектива
Камера выбирается из того, что есть у вас в арсенале или арендуется. Тем более не обязательно мучиться над задним планом — есть какое-то размытое пятно, и хорошо! 5. Постановка света зависит от ракурса, цвета фрукта или овоща, его глянцевости (слива тёмная, тёмный виноград, помидор и прочие). Мы просчитываем возможности тендера, определяем, на чём можно сэкономить (например, заменить фуд-стилиста её помощницей), будем мы просто сливать файлы или их обрабатывать, меняется ли при съёмке свет или используется одинаковый, да и вообще — нужен ли вам этот проект так, чтобы за него бороться, будет ли он выполняться, как говорится, для души или просто для денег. Именно поэтому мы публикуем этот материал практически без редакторской правки: мы считаем, что познакомиться с профессиональной организацией рекламной съёмки будет небезынтересно многим нашим читателям. Если у вас хватает умения и наглости — предлагайте и настаиваете на своем видении. 3. В таком случае мы разбираем передний план и аккуратно ставим отражатели под этикетку, а потом монтируем изображение на компьютере. Это удобнее и для дальнейшей творческой доводки изображения. Вы задаёте «досметные» вопросы — проводится ли тендер? Необходимые дубли
Педантизм и скрупулёзность принесут вам работу и деньги, поэтому делайте сюжет максимально качественно уже при съёмке. Ракурс выбирается по эскизу (по тарелке ракурс задаётся овалом), что удобно с разлинованным монитором. В какой-то мере её заменяют тилт-шифт-объективы; они же позволяют ускорить процесс компоновки и съёмки отдельных предметов для удешевления сметы или работы с менее подготовленным помощником. Фуд-стилист рассказывает, как будет готовиться её часть, прорабатывает рецептуру и детали натюрморта — форму нарезки, цвет продукта (особенно учитывается сезонный фактор фруктов — линия разреза и его форма, капли, блеск среза). Это стало модной фишкой. Утверждены ли эскизы, или это предварительный расчёт? Съёмка одиночных овощей и фруктов под обтравку
Освещение одиночного продукта зависит от требований клиента, если это заказная работа или съёмка для фотобанка, и только от собственного взгляда, если это художественный проект. Если он с глянцевой поверхностью — помидор и т.п., — его лучше расположить на фоне такого же цвета, только ярче, да и отражатели можно использовать тоже красного цвета. 13.Вылизывание кадра. Она знает, единичный это макет или линейка упаковок со своим дизайном, с важными элементами дизайна, как то название продукта, шрифтовое и колористическое решении, линия сгиба, другие шрифтовые или технические надписи, плашки, развод по цвету линейки упаковок — все эти важные элементы. Это один источник света. Наиболее качественное с точки зрения освещения — такое, которое напоминает естественное, то есть дневное. 9. Важно, если натюрморт будет использоваться на вылет, ставить перед основным источником бросающие тень на стол предметы, которых не видно в кадре: это придаёт живость и натурализм кадру. 12. Закупаются основные крепкие фрукты, которые могут долго храниться без ущерба для качества. Второй монитор стоит у съёмочного стола, и камера работает в режиме живого видео. С пресс-релизами мастер-классов можно ознакомиться на сайте
www.studiomart.ru и в живом журнале студии. Выбор объектива осуществляется из художественного замысла (например, широкоугольник), или исходя из технических требований по геометрии (отсутствие развала в кадре и т.п. Можно надеть глубокий колпак или сотовый колпак, свет можно рассеивать через кальку — регулируя тем самым мягкость бликов и света. Круглые одиночные предметы можно снимать сверху или с горизонтом, если вам нужна реальная тень. Выходя на площадку, вы должны видеть свой кадр в свете и настроении, согласно эскизу и дизайну. 10. 2. Рабочий свет, выбор ракурса
Устанавливаем рабочий свет — обычно это софт на журавле под потолком с необходимой яркостью для работы стилиста и режимом видео для экономии электричества, позволяющим продуктам дольше работать в кадре. Контровой свет сзади справа или слева помогает рисующему свету, но не противоречит ему, а подчёркивает и подсвечивает необходимые для настроения кадра элементы. Полезно просмотреть сайт клиента или вспомнить сложности работы с ним или клиентом подобного уровня: так ты примерно оценишь, насколько требователен или капризен клиент, и сможешь прибавить время и на это. Это поможет фуд-стилисту не поставить значимую часть блюда под плашку. Это подтверждается списком ведущих компаний, с которыми студия постоянно работает, а также наградами на конкурсах и фестивалях. Фотограф отвечает за общее руководство съёмочной командой и согласование всех процессов, включая приглашение дополнительных специалистов, консультации узких специалистов. Но, чтобы получить такой бриф, вы должны быть известны — тогда кто-то порекомендует вашу студию, или клиент уже видел ваши работы на сайте или выставке, или вас хвалит дизайнер, или у продакшена уже сложилось хорошее впечатление о студии — а это предполагает комфортность работы, удобство проезда не только на машине, но и общественным транспортом, и даже такие штрихи, как хороший кофе и свежие фрукты на столе. Этот способ особенно хвалят дизайнеры: им так легче сдавать работу. Выделяем его светом и в конце заливаем заполняющем светом и подчёркиваем фактуру или срезы отдельных элементов точечными источниками или зеркалами (зайчики от маленьких зеркал не дают дополнительных бликов, а только точечно подсвечивают). Художественный свет — и тут всё зависит только от смелости вашего замысла — характеризуется соотношением количества светлых и тёмных участков. При этом не забывайте закон физики — угол падения равен углу отражения. Можно сбивать интенсивность светлых деталей (от сильного источника) узкими масками или даже гранёными рюмками (при этом на фоне может проявиться интересный рисунок от граней). 6. Если же на тёмном — тогда можно оставить тени плотнее. В этом случае для заполняющего света можно использовать большой лист белого пенокартона. Съёмка с малой глубиной резкости
Всё это началось в противовес классической фотографии, где в кадре всё резко. Приступая к съёмке, вы должны заранее почувствовать характер этой картинки, её настроение, стиль, и уже под это ставить свет. Чтобы все знали, к чему готовиться, и у них было на это время, время приезда буфета, продакшена, агентства (к тому времени, когда будет собрана часть натюрморта и появится необходимость согласования работы с дизайнерами), приезд клиента для подтверждения. Обычно для натюрморта хватает четырёх источников с разными насадками и отражателями, иначе получается световая каша и теряется целостное восприятие картинки. Клиенту изначально всё наглядно показали практически на пальцах, он макет утверждает, а тебе это снимать — а там вполне могут быть нарушены ракурсы, световые акценты, размерность предметов. Выбираем направления главного удара. Съёмка срезов овощей и фруктов
Съёмка фруктов со срезами предполагает использование тех же самых законов построения света, вот только для среза требуется аккуратный блик, чтобы показать сочность продукта. Появилась цифра — и все стали фотографами; и сначала это были дизайнеры, которые сами задумывали съёмку и сами же хотели её сделать. Дубли я также делаю в том случае, если, допустим, в центре сюжета стоит бутылка с фольгированной этикеткой. Имеют значение овалы тарелок (ракурс), направление и расположение вилок, ложек, полочек, срезов — это обрисовывается линиями или картинка неполной плотности переносится на монитор, который стоит у съёмочного стола. Законы построения света — такие же, как и для одиночных предметов, только здесь есть главные и второстепенные предметы, есть настроение и стиль освещения. Сводим на минимум дежурный свет, чтобы он не мешал, и начинаем с рисующего света — света по основному продукту, подчёркивающего его лучшие стороны. 8. Необходимо учитывать множество факторов: необходима ли по сюжету контролируемая глубина резкости (по плоскости или по вертикали) — максимально профессиональна во всех подобных случаях форматная камера-«гармошка», которая позволяет пустить резкость по любому направлению, удобно держать геометрию прямоугольных предметов и художественно изменять её (примером служит возможность из формы яйца на матрице сделать шар или «героические» ракурсы). В студии работает великолепный food-стилист — Наталия Агладзе. 1. А уже перед съёмкой закупаем свежую зелень и прочие свежести. 7. На стекле легче осветить предмет с разных сторон, подвести отражатель снизу. Небольшой телевик для того, чтобы не стоять вплотную к предмету (тем самым и сам имеешь возможность ставить свет с любой стороны, и стилисту работать удобно) для правильной геометрии, бутылок и репродукций. Продакшен не любит некомфортные студии, места, до которых тяжело добраться, а некоторые даже выезжают в студии, чтобы заранее посмотреть своими глазами, куда приедет их уважаемый клиент. Важно знать, на каком фоне будет потом фрукт «жить» (это нужно узнать у клиента): если на светлом — тогда освещение требуется более равномерное, без глубоких теней — можно снимать и на белом или светло-сером фоне. Свет и композиция — согласование с арт-директором и клиентом
После подписания сметы бронируется время съёмки (никогда не отказывайтесь от съёмки по причине возможного совпадения разных съёмок на один день: всегда что-то в последний момент меняется, так бывает постоянно). Если у вас есть «гармошка» или тилт-шифт-объектив, можно контролировать направление и степень нерезкости путём увода объектива в противоположную плоскость. Если вы работаете с продуктом в кадре, то времени на установку немного, даже с учётом того, что продукты будут заменяться на съёмочные по мере продвижения. Советы стилиста учитываются при подготовке и расчёте продуктов и съёмочного времени. Очевидно, скоро это станет нормой и повсеместной практикой. Стилист удобно сидит, имеет всё под рукой и видит малейшие изменения в кадре; за действиями стилиста смотрят все, кому это интересно и необходимо, и дают свои пожелания. Тут уже ты, как профессионал и специалист, получив указания от арт-директора, предлагаешь главные направление света, световые акценты, жёсткость или мягкость световых акцентов, глубину резкости, особые требования к подбору реквизита (кастинг реквизита). Ассистент производит кастинг реквизита по магазинам, Интернету, каталогам — что-то закупается, что-то берётся в аренду. И, конечно, если вы занимаетесь фуд-съёмками или прикладной съёмкой, вам нужен макрообъектив. Выбирать размер отражателя и дальность его расположения от предмета, наклон, количества света. Съемка натюрморта
Натюрморт — предметы, соединённые в кадре общим смыслом и работающие на одну идею. Расстановка источников света. Клиент уважает уверенность фотографа. Он может идти по той же линии, что и основной, но заполнять тени от основного источника. Ракурс важен для продолжения линейки упаковки: ведь вам необходимо попасть в тот же ракурс, что и на прошлой съёмке. Съёмка на стекле удобна тем, что можно регулировать фон и подсветку простым приближением или удалением фона, не создавая дополнительных бликов на фрукте.
Food-фотография: 13 шагов от брифа до сдачи файлов : Fototips.ru — Уроки и статьи о фотографии и обработке фото
Предыдущая запись