В этoм нeт ничeгo слoжнoгo. Кoличeствo лучикoв будeт рaвнo кoличeству лeпeсткoв диaфрaгмы в вaшeм oбъeктивe. Eсли гистoгрaммa сильнo смeщeнa влeвo, тo увeличивaeтe выдeржку, eсли впрaвo — тo умeньшaeтe. Этo рaвнoвeсиe длится нeдoлгo, 5-10 минут. В этoй стaтьe я пoпытaлся систeмaтизирoвaть знaния, нeoбxoдимыe для успeшнoй съёмки рaссвeтoв и зaкaтoв. Дaжe бeз фильтрoв мoгут быть блики, вызвaнныe внутрeнними пeрeoтрaжeниями в oбъeктивe. Кaким бы шикaрным нe был зaкaт, нe стoит дeлaть нeбo глaвным oбъeктoм кaдрa. Eсли штaтивa нeт, мoжнo пoпрoбoвaть пoлoжить кaмeру нa кaкую-нибудь твёрдую пoвeрxнoсть; нaпримeр, тaк снятa слeдующaя пaнoрaмa (здeсь кaмeрa лeжaлa нa грaнитнoй плитe):
Пaнoрaмa зaкaтa в Пaркe Пoбeды (Мoсквa), oтрaжeниe в грaнитнoй плитe. Зaxoдящee сoлнцe за тремя шпилями: два кремлёвских и один гостиницы Украина. К сожалению, их практически невозможно приобрести в России. При съёмке закатов/рассветов часто бывает клиппинг в красном канале, в сумерках – в синем канале. Это время хорошо подходит для съёмки сюжетов, в которых главный объект (например, горная вершина или здание) освещён со стороны. Ошибка в определении экспозиции может привести к потере информации и появлению на снимке серьёзных «недосветов» или «пересветов», даже при съёмке в RAW. Градиентные фильтры Singh-ray (4×6”)
Такие фильтры позволяют притемнить часть изображения. Природный парк Ергаки, Красноярский край. Разумеется, форма силуэта должна быть интересной сама по себе. И так до тех пор, пока вы не получите кадр с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Пусть сюжет будет не такой интересный, но зато вы не вернётесь со съёмки разочарованным. Фильтры на 1 стоп, как правило, совершенно бесполезны. P.S. Чем сильнее зажата диафрагма, тем длиннее лучики. Тем не менее, стоит рассмотреть распространённые ошибки. Распространённый среди любителей сюжет: снизу море, сверху закат. А если за пару часов до заката обещают грозу, то идти нужно обязательно, поскольку световое шоу может быть просто грандиозным, главное не забыть взять зонтик. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. Когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются (30-45 минут после захода солнца), наступает момент равновесия – оптимальное время для съёмки заката в городе. Градиентный фильтр в ряде случаев позволяет снять сцену одним кадром, без брекетинга. Формат RAW хранит значительно больше информации (по сравнению с JPG, например) и позволяет в некоторой степени «вытянуть» небольшие пересветы и недосветы при обработке. Из-за большого ДД значительная часть снимка получилась недоэкспонированной. Основная проблема при съёмке закатов и рассветов — большой динамический диапазон (ДД) снимаемой сцены. В данном случае солнце восходит в 5:46. 30-секундная выдержка позволила сгладить небольшую рябь на воде, сделав работу более спокойной. На мой взгляд, самый точный и подробный прогноз погоды даёт сервис Intellicast. Например, фильтры Singh-ray практически полностью нейтральные; Hitech имеют небольшой фиолетовый оттенок, заметный при съёмке днём в пасмурную погоду; доступные в России фильтры Cokin имеют паразитный оттенок, заметный почти во всех сюжетах, кроме закатов и рассветов. Этот список может выглядеть следующим образом:
Кремль, вид с Патриаршего моста — час до рассвета, нужны облака (весна, лето)
Кремль, вид с Б.Москворецкого моста — полчаса после захода солнца, нужны облака (середина весны, конец лета, начало осени)
МГУ, отражение в фонтане — полчаса после рассвета, после дождя (начало весны, начало осени)
и т.п. Но для этого вам нужно снимать в RAW и уметь точно выставлять экспозицию. При съёмке в режимное время может быть пересвет (клиппинг) в отдельных каналах при отсутствии пересветов по яркости. Рассмотрим основные фазы режимного времени. Допустим, сейчас 1 мая. В этом случае можно снимать с брекетингом по экспозиции. Съёмка заката и рассвета не является особенной, здесь работают обычные правила построения композиции. ISO100 24мм f/16 3.2с
При съёмке силуэтов в контровом свете силуэт не должен доминировать — его площадь не должна превышать 30-40% кадра. ISO200 20мм f/8 30с, панорама из 2 горизонтальных кадров
Особенности съёмки в режимное время
Одной из основных проблем при съёмке в режимное время является нехватка света. Обычно это время ничем не примечательно. Главный объект должен быть земным, а закат должен лишь дополнять кадр, подчёркивая красоту этого объекта. А вот в городе ваша задача может быть значительно облегчена, поскольку человечество научилось более-менее точно предсказывать погоду, во всяком случае, на день вперёд. Момент равновесия
Съёмка заката в городе имеет свои особенности. Если солнце в кадре, то бленда вам ничем не поможет, её можно снять. Вечерние сумерки на Среднемультинском озере, Алтай. Фазы режимного времени
Сам по себе закат длится обычно всего несколько минут, и является частью так называемого «режимного времени», когда солнечный свет наиболее мягкий и благоприятный для съёмки сюжетов с естественным освещением. Поэтому лучше снять все фильтры с объектива и убедиться, что передняя линза чистая. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. Но не спешите сворачивать свою технику. Закат, 20 минут до момента равновесия, городская подсветка только начинает включаться. Здание РАН (Москва), съёмка в контровом свете незадолго до захода солнца за горизонт. Как правило, это примерно час до захода солнца. Например, если верхняя часть изображения значительно светлее нижней части:
При съёмке без фильтра значительная часть неба получилась пересвеченной
то с помощью градиентного фильтра можно притемнить верхнюю часть, так что на снимке не будет пересветов:
Для съёмки этого кадра использовался нейтрально серый градиентный фильтр на 3 стопа с мягкой границей. ISO100 20мм f/22 0.4с
Тут есть одна сложность — солнце может значительно снижать контраст всего кадра в целом, а поэтому простое наложение кадров не получится, т.к. Во-вторых, можно поискать сюжеты, не требующие хорошего света. Осталось только дождаться хорошей погоды и найти в себе силы встать в 4 часа утра. Цвета настоящие. После составления списка остаётся ждать подходящей погоды. В плотную облачность можно поискать сюжеты без неба. После того, как мы выбрали точку съёмки, открываем программу The Photographer’s Ephemeris и смотрим, годится ли эта точка для съёмки в режимное время. Задавайте свои вопросы в комментариях.. Программа показывает направление на восход/заход солнца и луны:
Как видно, направление на восход солнца примерно совпадает с направлением на Кремль (он находится под надписью «Moscow»), а это значит, что выбранный нами сюжет можно снимать на рассвете. В случае более-менее сложной границы между тёмными и светлыми областями сцены, градиентник затемнит не только светлую область, но и тёмную. Закат же будет гореть в другой стороне, поэтому приходить на этот мост на закате мы не будем. А значит, в следующий раз у вас будет сильнее мотивация вставать рано утром на съёмку рассвета. Затем наложен кадр с меньшей выдержкой для избавления от пересветов в небе. Один кадр, без обработки. ISO100 20мм f/11 1/15с
Наиболее качественные (и дорогие) прямоугольные градиентные фильтры делает Singh-ray, очень хорошие – Lee, неплохие – Hitech. Для простоты я буду говорить только про закаты, для рассветов всё аналогично, только фазы режимного времени идут в обратном порядке. Зайдя за горизонт, наше светило перестаёт освещать земные объекты, зато может очень эффектно подсветить облака. Момент, когда свет существенно меняет свою температуру по сравнению с полуднем, можно считать началом режимного времени. Этот метод называется «тонмаппинг», о нём я подробно расскажу в одной из будущих статей. Здесь один кадр, без брекетинга. В случае Кремля один из самых эффектных (и популярных) ракурсов получается при съёмке с Патриаршего моста. Кроме того, возможно в будущем вы научитесь делать тонмаппинг, и тогда сможете вернуться к снятому ранее закату. выше) нет ни пересветов, ни недосветов. От них можно избавиться, поставив камеру на штатив и сделав два кадра: один обычный, а второй с закрытым пальцем солнцем:
Если закрыть солнце пальцем, то паразитные блики в нижней части кадра исчезают
Затем в Photoshop можно наложить один кадр на другой с маской, избавившись таким образом от бликов:
Рассвет на реке Поперечная Мульта, Алтай (в этом месте река течёт под камнями). Каждый, кто пытался запечатлеть на свою камеру такие моменты, знает, насколько сложно передать всю красоту заката. Это хорошо видно на приведённых в этом разделе снимках, где вместе с небом градиентник затемнил и горы. Главное здание МГУ (Москва), освещённое со стороны мягким светом заходящего солнца. По мере того, как солнце приближается к горизонту, его лучи проходят всё большую толщу атмосферы, и свет постепенно становится теплее. В программе на панели справа показывается время восхода и захода наших светил. ДД зависит от направление съёмки: максимальный в контровом свете (камера направлена на заходящее солнце) и минимальный в противоположном направлении. Света уже мало, с рук снимать ещё можно, но получить при этом резкий кадр достаточно сложно. Теперь смотрим, в какое время восходит солнце. Может получиться так, что при любой выдержке в кадре есть пересветы или недосветы — камера не справляется со слишком большим динамическим диапазоном. Тогда наложение пройдёт безболезненно. В этом вся прелесть таких фильтров: одно нажатие на кнопку затвора, минимум обработки, и в результате получается очень естественная фотография. Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. Более подробно о гистограмме можно почитать, например, здесь. Порой загорается всё небо от края до края, и сердце замирает от изумления. Любые дефекты или грязь на оптике приводят к появлению большого количества паразитных бликов. Я совместил эти кадры, наложив их в виде слоёв с масками в Photoshop, так что в итоговой работе (см. Передний план делает фотографию значительно более выразительной. Пример прогноза погоды на сайте www.intellicast.com
Если не везёт с погодой
Красочные закаты бывают не каждый день. левый фильтр на фото выше). Для начала нужно изучить выбранный объект: найти его фотографии в Интернете и/или приехать в центр Москвы в любое удобное время и обойти его со всех сторон, выбрав интересные ракурсы. Делаете следующий тестовый кадр и снова смотрите на гистограмму. Он будет полезен в 90% сюжетов, и при этом не будет виден на снимках (в том смысле, что снимок будет смотреться совершенно естественно). Чтобы получить длинные лучики, нужно зажать диафрагму до f/22. Единственное эффективное решение проблемы — использовать штатив. Имеет смысл составить для себя список сюжетов, которые вы хотели бы снять, и с каждым из них проделать описанную процедуру — определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Пасмурная погода, моросящий дождик — отличные условия для съёмки растительности в лесу. Если вы не знаете с чего начать, купите один нейтрально серый градиентный фильтр на 2 стопа с мягкой границей (см. Если вы немного ошиблись при определении выдержки, вы всегда можете быть уверены, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с верной выдержкой. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать ваш кадр лучше. Понятно, что прийти на точку съёмки нужно немного пораньше, скажем в 4:45. ISO200 90мм f/11 4мин
В момент равновесия яркость естественной и искусственной подсветок уравнивается, ДД сцены минимален. Во-первых, можно исследовать местность и попробовать найти интересные места для съёмки. Даже в ручном режиме в зеркальных камерах работает автоматический экспозамер — загляните в видоискатель и вы увидите полоску с цифрами -3,2,1,0,1,2,3+, а над ней риску, – это и есть экспонометр (в вашей камере он может выглядеть по-другому):
Если риска над «0», то выставленная вами выдержка совпадает с той, что выбрала автоматика камеры. ISO200 50мм f/11 10с
Вряд ли вы захотите ограничиться одним сюжетом. Если небо ясное, можно попробовать снять сюжет с солнцем в кадре.