| 4 Кoммeнтaриeв
Блaгo, с пoгoдoй нaм пoвeзлo, дeнь выдaлся сoлнeчный, чтo идeaльнo для слeдующeгo тeстa. Нo в рaмкax этoгo oбзoрa я oгрaничусь всeгo oднoй, сaмoй прoстoй сxeмoй, a пoтoму буду внoвь испoльзoвaть тoлькo oдин истoчник свeтa — этo пoзвoлит нaгляднee прoдeмoнстрирoвaть xaрaктeр свeтoтeнeвoгo рисункa, фoрмируeмoгo мягкoй нaсaдкoй. Oнa в нeскoлькo рaз дoрoжe мoщнoгo гeнeрaтoрa Hensel Nova D 2400, к кoтoрoму мы будeм eё пoдключaть. Таким образом, рефлектор Briese из обычной светоформирующей насадки превращается в целую систему освещения. Как видите, варианты их применения и комбинирования практически безграничны. Глядя на их заоблачный ценник, многие верят, что за такую-то цену они и вправду должны выдавать какой-то волшебный «бриллиантовый» свет, обещанный маркетологами. Для фотографа это открывает немало возможностей. В сумме же система освещения, собранная на основе Briese, будет стоить как небольшой самолёт, причем в прямом смысле. Briese сконструирован так, что при фокусировке не отсекает лишний свет, а собирает поток, обеспечивая максимально возможную светоотдачу. Как и предыдущая рассмотренная нами насадка, Briese Focus представляет собой довольно большой параболический зонт. Чтобы продемонстрировать это на практике, расположим стрип вертикально перед моделью.
Схема 7: Огромный параболический терабокс
Несмотря на заголовок, в этом пункте, пожалуй, было бы некорректно говорить о какой-либо световой схеме. Фотографу, способному тонко чувствовать свет, такой диапазон фокусировки, безусловно, послужит прекрасным инструментом. Наконец, пришло время перейти на генераторный свет. Terabox Deep Space 193 комплектуется внутренним диффузором, но может использоваться и без него, превращаясь в огромный параболический рефлектор. Я хочу просто продемонстрировать характер света, получаемого при помощи больших параболических зонтов. В максимально расфокусированном положении, когда лампа до предела выдвинута вперёд, прибор работает как обычный параболический рефлектор. А если использовать отражение, скажем, от белой стены, светопотери будут и вовсе чудовищными. Мне, как и некоторым фотографам, с которыми я обсуждал Briese, в сфокусированном положении он напомнил линзу френеля — такое же выраженное, яркое, но достаточно мягкое пятно в центре, постепенно угасающее к периферии, при идеальной плавности градиентов и безупречно растушёванных тенях. Впечатляет, не так ли? Магазин в Москве где небесные фонарики куплю по лучшей цене. Используя всего один источник света, мы получили довольно мягкий объёмный рисунок, плавные градиенты, заполнение в тенях и в то же время видимый световой акцент, напоминающий эффект виньетирования.
Схема 6: Стрип-бокс 30х150 сантиметров
Стрип-бокс — очень удобная во множестве ситуаций насадка. Кстати, одна только сборка этого гигантского зонтика — целое приключение. В то же время на практике любой параболический зонт имеет явно выраженный фокус, яркое световое пятно в середине и плавное угасание к краям. Линзы Френеля имеют значительно меньший размер и, как следствие, формируют световое пятно существенно меньшего диаметра, не говоря уж о светопотерях. Это позволяет сформировать световой акцент. Отмечу, что с выходом на улицу мне пришлось заменить студийный генератор на батарейный Hensel Porty L 1200. Установим на неё стрип-бокс Hensel Ultra Softbox IV 30×150. Их расположение по высоте и мощность следует подобрать таким образом, чтобы попадающая в кадр часть фона ушла в пересвет, а отражённый от неё контровой свет красиво очертил модель, выделив скулы и подчеркнув остальные объёмы. Чтобы продемонстрировать ещё одну сильную сторону Briese, выберемся из студии на открытый воздух. Благодаря своей форме стрип как насадка, если можно так выразиться, мягкий в длину и достаточно жёсткий в ширину. Хотя в этой схеме его применение будет обусловлено скорее удобством, нежели необходимостью. Я оставлю диффузор, получив нечто вроде очень большого октабокса с равномерным свечением. Это глубокий (глубина 120 сантиметров) восьмигранный терабокс параболической формы. Точно также, как даже на самых дорогих фотокамерах до сих пор нет кнопки «Шедевр», даже самый дорогой свет не улучшит качество ваших снимков, если вы чётко не понимаете, зачем он вам нужен. Конечно, в приведенной схеме мы используем стрип-бокс самым очевидным и, я бы даже сказал, примитивным образом, зато это позволит нам очень наглядно продемонстрировать характер получаемого освещения. Или квартира где-нибудь за пределами МКАД. Для начала посадим модель на небольшом расстоянии от белого фона, а по бокам от неё установим два источника со стандартными 18-сантиметровыми рефлекторами, которые направим прямо на фон. С ним одним можно создать такое огромное количество световых схем, что для описания только основных потребуется отдельный большой цикл статей. В нашем тесте я буду использовать Hensel Terabox Deep Space 193. Чтобы не ограничивать свой полёт фантазии, нужно уметь пользоваться и тем, и другим. Ещё одно преимущество относительно однородного по всей площади света, способного оставаться мягким даже на довольно больших расстояниях, заключается в том, что он оставляет максимально большую свободу для перемещений модели. Основное преимущество параболического зонта заключается в том, что его глубокая форма (при условии грамотного расчёта геометрии и качественного исполнения, разумеется) обеспечивает очень равномерное свечение с совсем незначительный спадом по краям. Фотограф при этом может перемещаться прямо перед источником света, не отбрасывая тень на модель и фактически не влияя на светотеневой рисунок. Briese Focus 96 Kit — световая головка стоимостью более полумиллиона рублей. Причём отличного качества: свет получается мягкий, однородный и равномерный. Для разнообразия снимем его в высоком ключе. Мы будем использовать студийный генератор Hensel Nova D 2400 с головками Hensel EH Pro 1200P Mini Speed. Установим её на «журавль» сверху перед лицом модели под углом около 45 градусов, что позволит нам получить в меру мягкий светотеневой рисунок с достаточной прорисовкой объёмов. Модель также стояла на одном месте, расстояние между ней и фоном не изменялось. Для сравнения сделаем фотографии в двух крайних положениях лампы:
И аналогичную пару снимков, только теперь крупный план:
Хочу подчеркнуть, что источник света всё время находился на одном расстоянии от модели. Его максимальная мощность существенно ниже, что немаловажно, поскольку качество, о котором я хочу рассказать — это способность выдавать очень высокую яркость даже на большом расстоянии.
Схема 5: Портретная тарелка и два стандартных рефлектора
Конечно же, для демонстрации насадки под названием «Beauty dish» мы и снимать будем beauty, то есть крупноплановый портрет. Самая очевидная из них — возможность достаточно длинным стрипом осветить модель хоть в полный рост, при этом сохраняя свет не слишком мягким вследствие небольшой его (стрипа) ширины. Только в данном случае это была бы линза очень большого диаметра. В сфокусированном же положении очевиден явный акцент в точке схождения светового потока. Однако его особенностью является возможность фокусировки: лампу можно перемещать по направляющей вдоль центральной оси. С помощью жёстких рефлекторов можно получить достаточно мягкий свет без глубоких теней, а с помощью огромных софтбоксов — объёмную и очень контрастную картинку. Жёсткий рефлектор с сотами, как тонкая кисть, создаёт чёткий рисунок, а огромный софтбокс покрывает большие пространства «холста». Снова воспользуемся генератором Hensel Nova D 2400, но ограничимся лишь одной головкой.