Нo ee нaблюдeния нe утрaтили oстрoты и в нaшe врeмя. Энни Лeйбoвиц принaдлeжaт лучшиe пoртрeты Зoнтaг. Пoдрoсткoм oнa пoлaгaлa, чтo пoлучит Нoбeлeвскую прeмию, стaнeт рaвнoпрaвнoй сoбeсeдницeй Тoмaсa Мaннa и увлeчeт культурой всю Америку. Она подмечала, что работающий человек, живущий в замкнутом мире, вырвавшись на свободу (в отпуск), не расстается с фотоаппаратом. Манн воспринял ее как обычную американскую девушку, не разглядев в подростке ничего выдающегося. Зачастую Сьюзен подкидывала Лейбовиц интересные идеи для съемок. Она искренне хотела заставить людей серьезно относиться к фотоискусству. Она сыграла в нескольких фильмах, но широкая общественность больше знает ее по фотографиям. Он не стремится запечатлеть свои переживания – он просто не знает, что делать со своим досугом. Ее книга взбудоражила всю Америку. Конечно, эссе Зонтаг – это не сборник бытовых наблюдений, а скорее анализ пути фотографии. Широкая доступность фотографии ей откровенно не нравилась. «Большая часть семейных фотоальбомов повествует о «большой семье»; и это обычно всё, что от нее осталось». Наблюдения Сьюзен Зонтаг – простые и гениальные одновременно – до сих пор не устарели, а цитаты из книг использует чуть ли не каждый исследователь фотографии. Она нисколько не преувеличивала, когда писала, что фотокамере люди стали доверять чересчур много. Ее эссе о фотографии практически сразу разошлись на цитаты. Зонтаг в наши дни выглядит чуть ли не пророчицей, предостерегающей мир от пресыщенности множеством фотографий. Зонтаг принадлежит множество открытий, которые сегодня кажутся очевидными, но до Сьюзен об этом никто не писал. Зонтаг написала о том, как изменился взгляд человечества на себя после изобретения фотографии. Со временем самые популярные цитаты стали даже несколько затертыми: «Все в мире существует для того, чтобы быть запечатленным на фотографии» и «Кинематограф – жизнь, фотография – смерть». Эффектные, отточенные фразы легко запоминались, привлекали внимание. Она проанализировала творчество множество фотографов: от Альфреда Стиглица и Доротеи Ланж до своих современников – Дианы Арбус и Энни Лейбовиц. Свое эссе она писала с 1973 по 1977 год. «Дублируя наш и без того загроможденный мир его изображениями, фотография позволяет нам поверить, что мир стал более доступен, чем он есть на самом деле». Втайне она желала, чтобы фотография осталась элитарным занятием для немногих. В реальности Зонтаг была далеко не красавицей, но фотокамера была к ней необыкновенно благосклонна. «Нобелевкой» ее так и не наградили (хотя Зонтаг получила множество наград в области литературы), в 16 лет она познакомилась с Томасом Манном — общение принесло лишь разочарование. Но слава интеллектуального лидера своей страны осталась за ней. Ее сборник эссе «О фотографии» произвел ошеломляющее впечатление на современников. Ее имя известно в США наравне с популярными американскими писателями. Она начала задавать стандарты красоты; фотокамера с легкостью может менять наше представление о прошлом (о котором мы начинаем судить по фотографиям). Сьюзен Зонтаг ушла из жизни почти десять лет назад – в конце 2004 года. Ее наблюдения просты до гениальности. Для Зонтаг это было извинительно, так как более тридцати лет она болела онкологическим заболеванием. Зажечь Америку культурой у нее не получилось. Причем фотография, — акцентировала исследовательница, — преобразила человека не только в положительную сторону. Cьюзен Зонтаг никогда не была фотографом, но для фотоискусства она сделала больше, чем многие известные мастера. Зажечь культурой родину не получилось, но разбудить интеллектуальный интерес к фотографии ей явно удалось. Самые запоминающиеся портреты создала известный фотограф Энни Лейбовиц.