| 4 Кoммeнтaриeв
Для этoгo испoльзуют пoляризaциoнный фильтр. Чeрeз этoт фильтр нaдo былo смoтрeть, a нe снимaть. Нa цифру с тaкoй выдeржкoй снимaть пoкa нeвoзмoжнo. Тo eсть, при съёмкe чeрeз цвeтнoй фильтр oн будeт блoкирoвaть oпрeдeлённыe цвeтa. Пoэтoму, eсли вы плaнируeтe пoлучить в кoнeчнoм итoгe чёрнo-бeлую фoтoгрaфию, снимaйтe кaк с поляризационным фильтром, так и без него. Если смотреть сквозь него, фильтр меняет цветочувствительность глаза так, что она близка к тонопередаче чёрно-белой плёнки без фильтра. Надо просто научиться видеть мир в чёрно-белом изображении. При выдержке 30–120 минут все движущиеся объекты на плёнке просто не проявятся, поскольку относительно длительности экспозиции движутся слишком быстро. Это главное правило при использовании любых фильтров. Для того, чтобы избежать «полосатости» в подобных участках, изображение следует преобразовывать в чёрно-белое в режиме 16 бит на канал. Однако с некоторыми оговорками. Хорошо подходит для съёмки обнажённой натуры при дневном свете. Но подержать его мне в руках так ни разу и не удалось. При таком направлении света при съёмке широкоугольным объективом небо будет иметь разную яркость. Это оказывается серьезным ограничением при дальнейшем преобразовании снимка в чёрно-белый. Оба снимка преобразованы в черно-белые командой Black & White в программе Photoshop. Законы света никто не отменял. Так как съемка велась широкоугольным объективом, примерно под 45° против света, то затемнение неба разное с разных сторон кадра. Однако всегда есть риск, что такая фотография после преобразования в чёрно-белую станет скучной и безжизненной. Не стоит также использовать конверсионные и цветоусиливающие фильтры. В RAW-конверторе можно сразу наблюдать процесс преобразования в чёрно-белое изображение и тонокоррекцию. Применение фильтров большой кратности (60–10000) позволит, например, снять людную городскую площадь при дневном свете так, словно на ней никого нет. Пока я ставил оранжевый фильтр, облака немного сместились влево, это видно на втором кадре. В своё время, лет эдак тридцать пять назад, я узнал про специальный обзорный фильтр «панвижн». Поставив нейтральный фильтр с кратностью 8 (3 ступени), получим пару 22 — 1/4 секунды. Преобразование цветных оригиналов в чёрно-белые
Перед преобразованием цветных изображений в чёрно-белые следует провести полную ретушь снимка, если это необходимо. Представьте, что вам надо снять фонтан так, чтобы вода не выглядела «застывшей» из-за короткой выдержки, но при этом важно сохранить ту же глубину резкости. Или просто сделайте дубли при разном угле поворота поляризационного фильтра. Снимок получен с применением нейтрального фильтра, который дал возможность увеличить выдержку. Поляризационные фильтры следует применять, исходя из конкретных задач. Несмотря на то, что практически во всех RAW-конверторах можно довольно гибко преобразовать цветной снимок в чёрно-белый, есть значительная категория изображений, для которых не хватит настроек и инструментов RAW-конвертора. Как правило, в конструкции матрицы используется решётка Байера. При использовании любых фильтров необходимо соблюдать следующее правило: эффект воздействия фильтра не должен довлеть над содержанием фотографии. Исключение составляет ультрафиолетовый фильтр, который применяется и в цветной фотографии. Нейтральные фильтры
Как видно из названия, эти фильтры не меняют спектрального состава света. Пожалуй, это самый распространённый фильтр у фотографов, снимающих на чёрно-белую плёнку. Если до, то на финальном этапе иногда следует ещё раз небольшая тонокоррекция. В следующих статьях мы поговорим о преобразованиях в фотографий в чёрно-белые в RAW-конверторе и различные методами в программе Photoshop. Благодаря относительно длинной выдержке (4 секунды) вода получилась смазанной
Поляризационные фильтры
Для цветной фотографии часто важно получить более насыщенное небо или убрать яркие блики на воде. Свет довольно яркий, и выдержка при диафрагме 22 составляет 1/30 секунды. Применение красного или синего фильтра будет означать, что регистрируют свет только три четверти пикселей матрицы, а при зеленом фильтре рабочих пикселей окажется вдвое меньше. Несколько слов о фильтрах
Применение большей части фильтров в современной цифровой фотографии значительно отличается от их использования в классической чёрно-белой фотографии. Когда проводить тонокоррекцию также зависит от самого изображения. Собственно процесс съёмки чёрно-белых фотографий на цифровую камеру ничем не отличается как от съёмки цветных картинок, так и съёмки на плёнку. Они применяются как в чёрно-белой, так и в цветной фотографии, и служат только для увеличения экспозиции. В результате вода будет прекрасно смазана. Краткое заключение
Если планируется преобразовать цветное цифровое изображение в чёрно-белое, цветные фильтры для классической чёрно-белой фотографии использовать нельзя. К тому же вернуться к цветной версии фотографии будет уже практически невозможно. В ней два пикселя регистрируют значения яркости зелёного цвета, и по одному — красного и синего. Кроме этого, после преобразования снимка в чёрно-белый на небе могут возникнуть ярко выраженное полосы. И снимать только в цвете, в формате RAW, в крайнем случае в JPEG. Если съёмка велась со штатива, при обработке можно сделать комбинации съёмочных дублей с разными углами поворота поляризационного фильтра и, тем самым, добиться отражений и бликов в определённых частях снимка так, чтобы это отвечало художественному замыслу. То есть, когда смотришь сквозь него, видишь просто чёрно-белую фотографию. Кроме размытости, он устраняет еще и голубоватый оттенок, особенно в высокогорье. Этот фильтр отлично выделяет облака на фоне неба.